Новости
  • 28 Июль 2015
    26 липня, у Неділю 8-му після П’ятидесятниці, день пам’яті святих отців шести Вселенський Соборів, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія вікарій Київської Митрополії єпископ Ірпінський Климент, керуючий Східним київським вікаріатством, звершив Божественну літургію в храмі святителя Миколая Чудотворця (Миколо-Йорданському) Першого лікарняного благочиння столиці. Його Преосвященству співслужили настоятель храму протоієрей Ярослав Соловецький та клірики столичних парафії. Після читання Євангелія владика Климент звернувся до віруючих зі словами проповіді. На літургії була піднесена молитва за мир в Україні. По закінченні богослужіння Його Преосвященство привітав парафіян із недільним днем, а також звершив освячення поклінного хреста на храмовій території. Після спільної молитви відбулася трапеза для всіх присутніх.  
Объявления
По благословению настоятеля храма

Исторический очерк.

Храм святителя Николая Архиепископа Мир Ликийский, чудотворца в Подольском районе г.Киева(при Психоневрологическом диспансере№3).
Киев,ул. Фрунзе, 47-А


 

Необходимо отметить, что до 1935 года наш храм в исторической литературе  называли Николо-Иорданским или просто Иорданским.

В 1935 году был разрушен Николо-Иорданский храм, находящийся на улице Кирилловской, 51 (ныне – ул. Фрунзе).

Этот храм был построен в 1884 году стараниями жителей, предпринимателей, а также известных меценатов города Киева. Храм располагался в промышленной зоне Киева.

Нужно заметить, что Николо-Иорданский храм не был одним из новопостроенных храмов, которые возводились в связи с расширением города. На этом месте молились православные христиане еще до Крещения Руси. Над храмом на горе находилось древнерусское городище Хоревица, а в сторону Кирилловской церкви в пойме реки Почайна – селение Дорогожичи, а склоны Кирилловских высот были усеяны курганными захоронениями. 
Историю храма можно условно разделить на три периода: первый – древнерусский период (IX-XIII вв.), второй – монастырский период ( с 1616 по 1787 гг.), третий – приходской период ( с 1787 по 1935 гг.).

О древнерусском периоде истории святой обители повествуют краткие свидетельства летописей и находки археологов. В 1832 году К. Лохвицкий описал развалины древнерусского храма, находящегося в усадьбе купца Марра по улице Кирилловской 53-57, построенного в XI веке. Он считал, что обнаружил фундаменты церкви святого Ильи пророка. Позже большинство историков Киева признавали обнаруженные К. Лохвицким руины за остатки древней церкви Николы Иорданского. Церковь Святого Николая Иорданского существовала еще в начале XVII в.,  как об этом свидетельствует один акт 1614 года. Повторное обследование этих мест Киевской экспедицией АН СССР в 1947 году подтвердило существование фундаментов древнерусского храма.

      

В древнерусской истории храма известны два чуда.

Чудо Святого Николая о половчине, сотворшееся в граде Киеве.
Здесь рассказывается, как один благочестивый киевлянин, имевший великую веру и любовь к Святителю Николаю, держал у себя в плену одного половчина, который однажды предложил своему хозяину отпустить его в родную страну, обещав ему привести оттуда,  в выкуп за себя, табун лошадей. Киевлянин согласился на это, но с тем, чтобы половчин пошел с ним в церковь Святого Николая и поставил поручиком за себя икону сего Святителя. Неверный половчин сделал это, но, получив свободу, и не думал исполнять своего обещания. Тогда Святитель Николай несколько раз являлся половчину и побуждал его отвести выкуп  благочестивому киевлянину, под угрозой страшного наказания, и наконец действительно поразил половчина тяжкой болезнью. Оправившись от болезни, он пригнал с собою в Киев два табуна коней, из коих один отдал благочестивому киевлянину, а другой - на церковь Святого Николая. Это чудо совершилось в разгар половецких набегов на Южную Русь и Киев, в XI-XII вв.

Чудо обретения в колодце храма утерянного паломником в реке Иордане серебряного ковша.
С древней церковью Св. Николая связано еще одно чудо. Киевский паломник, отправившись в Святую Землю, уронил там в воды Иордана свой серебряный ковшик оригинальной работы. Вернувшись в Киев, посещая эту церковь захотел напиться воды. Набирая ведром воду из колодца, он в нем обнаружил свой, утерянный за многие тысячи километров, ковш. Из свершившегося чуда наши предки сделали вывод, что вода в этом колодце, а также источнике питается водами святой реки Иордан, протекая подземным путем от Иерусалима до самого Киева. После такого чудесного события источник, монастырь и расположенный на его территории храм стали называть Иорданскими, а местность, простирающуюся от храма к месту впадения Почайны в Днепр – Иорданской Оболонью.
При храме еще в XI в. организовался женский монастырь, в котором принимала постриг мать преподобного Феодосия Печерского. Существование монастыря прекратило монголо-татарское нашествие 1240 года. О трагических событиях тех лет свидетельствует братская могила 4000 человек, которую обнаружили при строительстве пивзавода Н. Г. Хрякова по адресу: ул. Кирилловская 43-47. 

Второй период истории Иорданского храма – монастырский - начинается c 1616 года. В это время женский монастырь возрождался при помощи Кирилловского монастыря, игуменом которого был Василий Красовский. Его стараниями были возвращены земли, захваченные Войтехом Соколовским, который активно разбирал стены монастыря и храма для постройки собственного дома. Особый расцвет монастырь получил, когда его ктитором  был Савва Туптало, посвятивший себя и всю семью на служение Богу. Его сын Даниил принял постриг в Кирилловском монастыре под именем Димитрия. Впоследствии он  был игуменом Кирилловского монастыря и митрополитом Ростовским (известный как Святитель Димитрий Ростовский), написал бесценный труд «Жития святых». Его мать Мария и три сестры – в монашестве: Памфилия, Феврония и Параскева приняли постриг в Иорданском монастыре, в котором поочередно несли послушания игумений. В их подвиге мы видим пример тому, что богатство, соединенное с благочестием – великая сила. 

В монастыре было два деревянных храма. Главный храм – в честь Св. Николая Чудотворца. Вторым был трапезный храм в честь великомученика Дмитрия Солунского. Монахинь и насельниц в монастыре было более 200 человек и жили они в деревянных домиках, рассеянных по горам. Это был самый многонаселенный женский монастырь города Киева.

В 1712 году по особому указу императора Петра I в Иорданскую обитель были переведены монахини Иоанно-Богословского монастыря, который находился на Старокиевской горе возле мужского Михайловского золотоверхого монастыря. Позже они заняли местность за Иорданским монастырем и два монастыря разделяли только ограда и ручей. Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1618 году митрополитом Иовом Борецким для своих жены, дочки и племянницы. Трапезная церковь этого монастыря была в честь Захарии и Елизаветы. В обители проживало более 120 монахинь и насельниц. В народе монастырь называли Иорданский Богословский монастырь.

В 1787 году впоследствии секуляризации оба монастыря были упразднены, а монахини переведены в Красногорский монастырь в Золотоноше Киевской губернии (сейчас – Черкасская область).  С этого времени Иорданский храм становится приходским, а соседний храм в честь Иоанна Богослова становится военным храмом Киевской артиллерийской команды.

В 1821 году Иорданский храм Св. Николая сгорел и церковь Дмитрия Солунского стала приходской церковью и служила ею до     1884 года

В 1884 году был построен новый каменный храм, освященный в честь Дмитрия Солунского, однако по традиции его называли Иорданским. Этот храм был крестовидным в основании, с одним закругленным куполом на восьмигранном барабане, с пристроенной с западной стороны трехъярусной шатровой колокольней. Он представлял собой позднее воплощение русско-византийского стиля. При церкви действовала церковно-приходская школа, духовно окормлялась хирургическая больница Зайцева (ул. Кирилловская, 59-61).

Фотографии Николо-Иорданского храма в 19 веке.

С 1917 года со стороны советской власти начались гонения на Православную Церковь. 3 июля 1926 года органы НКВД ликвидировали православный приход канонической церкви и передали строение церкви  УАПЦ.

В 1935 году Иорданская церковь была разобрана и на ее фундаментах построена школа, в которой в годы Великой Отечественной Войны был фашистский концлагерь для советских военнопленных. Сегодня здесь административное здание Киевской нотной фабрики.
История сохранила для нас здание бывшего церковного дома, в котором сейчас располагается межрайонный Подольско-Оболонский психоневрологический диспансер №3.

До нашего времени сохранился также Иорданский источник, окруженный до недавнего времени свалкой.

Молитвами и совместными усилиями протоиерея Романа(Барановского)настоятеля храма святителя Михаила Первого Митрополита Киевского при Александровской больнице г.Киева и сестричества милосердия местность была расчищена. С 2002 года верующие проводят на нем водосвятные молебны, а 19 декабря 2004 года, в день памяти Святителя Николая, была совершена первая Литургия в Николо-Иорданском храме, который переживает свое возрождение из праха уже третий раз.

При храме действует сестричество милосердия в честь Царственных страстотерпцев, окормляющее пациентов Психоневрологического диспансера №3 и кормящее бездомних.

Ведутся строительные работы по восстановлению храма , совершаются регулярне богослужения, действует воскресная школа для детех, проводяться духовне беседы для взрослых.


Храм открыт ежедневно.
Богослужение совершается в воскресные и праздничные дни.
Накануне в 17.00 – Всенощное бдение.
Начало Литургии – 8.00
Ежедневно в 12.00 совершается водосвятный молебень с акафистом в купальне. Все желающие могут совершить окунание в купели.
Ежедневно в 13.00, 17.00 – молебен согласно расписания 
Ежедневно в 16.00 – акафист святителю Николаю Чудотворцу.
Совершение треб – по предварительной договоренности.






 
 

Файлы для скачивания: