По благословению настоятеля храма

Исторический очерк.

Храм святителя Николая Архиепископа Мир Ликийский, чудотворца в Подольском районе г.Киева(при Психоневрологическом диспансере№3).
Киев,ул. Фрунзе, 47-А

Необходимо отметить, что до 1935 года наш храм в исторической литературе  называли Николо-Иорданским или просто Иорданским.

В 1935 году был разрушен Николо-Иорданский храм, находящийся на улице Кирилловской, 51 (ныне – ул. Фрунзе).

Этот храм был построен в 1884 году стараниями жителей, предпринимателей, а также известных меценатов города Киева. Храм располагался в промышленной зоне Киева.

Нужно заметить, что Николо-Иорданский храм не был одним из новопостроенных храмов, которые возводились в связи с расширением города. На этом месте молились православные христиане еще до Крещения Руси. Над храмом на горе находилось древнерусское городище Хоревица, а в сторону Кирилловской церкви в пойме реки Почайна – селение Дорогожичи, а склоны Кирилловских высот были усеяны курганными захоронениями. 
Историю храма можно условно разделить на три периода: первый – древнерусский период (IX-XIII вв.), второй – монастырский период ( с 1616 по 1787 гг.), третий – приходской период ( с 1787 по 1935 гг.).

О древнерусском периоде истории святой обители повествуют краткие свидетельства летописей и находки археологов. В 1832 году К. Лохвицкий описал развалины древнерусского храма, находящегося в усадьбе купца Марра по улице Кирилловской 53-57, построенного в XI веке. Он считал, что обнаружил фундаменты церкви святого Ильи пророка. Позже большинство историков Киева признавали обнаруженные К. Лохвицким руины за остатки древней церкви Николы Иорданского. Церковь Святого Николая Иорданского существовала еще в начале XVII в.,  как об этом свидетельствует один акт 1614 года. Повторное обследование этих мест Киевской экспедицией АН СССР в 1947 году подтвердило существование фундаментов древнерусского храма.

В древнерусской истории храма известны два чуда.

Чудо Святого Николая о половчине, сотворшееся в граде Киеве.
Здесь рассказывается, как один благочестивый киевлянин, имевший великую веру и любовь к Святителю Николаю, держал у себя в плену одного половчина, который однажды предложил своему хозяину отпустить его в родную страну, обещав ему привести оттуда,  в выкуп за себя, табун лошадей. Киевлянин согласился на это, но с тем, чтобы половчин пошел с ним в церковь Святого Николая и поставил поручиком за себя икону сего Святителя. Неверный половчин сделал это, но, получив свободу, и не думал исполнять своего обещания. Тогда Святитель Николай несколько раз являлся половчину и побуждал его отвести выкуп  благочестивому киевлянину, под угрозой страшного наказания, и наконец действительно поразил половчина тяжкой болезнью. Оправившись от болезни, он пригнал с собою в Киев два табуна коней, из коих один отдал благочестивому киевлянину, а другой - на церковь Святого Николая. Это чудо совершилось в разгар половецких набегов на Южную Русь и Киев, в XI-XII вв.

Чудо обретения в колодце храма утерянного паломником в реке Иордане серебряного ковша.
С древней церковью Св. Николая связано еще одно чудо. Киевский паломник, отправившись в Святую Землю, уронил там в воды Иордана свой серебряный ковшик оригинальной работы. Вернувшись в Киев, посещая эту церковь захотел напиться воды. Набирая ведром воду из колодца, он в нем обнаружил свой, утерянный за многие тысячи километров, ковш. Из свершившегося чуда наши предки сделали вывод, что вода в этом колодце, а также источнике питается водами святой реки Иордан, протекая подземным путем от Иерусалима до самого Киева. После такого чудесного события источник, монастырь и расположенный на его территории храм стали называть Иорданскими, а местность, простирающуюся от храма к месту впадения Почайны в Днепр – Иорданской Оболонью.
При храме еще в XI в. организовался женский монастырь, в котором принимала постриг мать преподобного Феодосия Печерского. Существование монастыря прекратило монголо-татарское нашествие 1240 года. О трагических событиях тех лет свидетельствует братская могила 4000 человек, которую обнаружили при строительстве пивзавода Н. Г. Хрякова по адресу: ул. Кирилловская 43-47. 

Второй период истории Иорданского храма – монастырский - начинается c 1616 года. В это время женский монастырь возрождался при помощи Кирилловского монастыря, игуменом которого был Василий Красовский. Его стараниями были возвращены земли, захваченные Войтехом Соколовским, который активно разбирал стены монастыря и храма для постройки собственного дома. Особый расцвет монастырь получил, когда его ктитором  был Савва Туптало, посвятивший себя и всю семью на служение Богу. Его сын Даниил принял постриг в Кирилловском монастыре под именем Димитрия. Впоследствии он  был игуменом Кирилловского монастыря и митрополитом Ростовским (известный как Святитель Димитрий Ростовский), написал бесценный труд «Жития святых». Его мать Мария и три сестры – в монашестве: Памфилия, Феврония и Параскева приняли постриг в Иорданском монастыре, в котором поочередно несли послушания игумений. В их подвиге мы видим пример тому, что богатство, соединенное с благочестием – великая сила. 

В монастыре было два деревянных храма. Главный храм – в честь Св. Николая Чудотворца. Вторым был трапезный храм в честь великомученика Дмитрия Солунского. Монахинь и насельниц в монастыре было более 200 человек и жили они в деревянных домиках, рассеянных по горам. Это был самый многонаселенный женский монастырь города Киева.

В 1712 году по особому указу императора Петра I в Иорданскую обитель были переведены монахини Иоанно-Богословского монастыря, который находился на Старокиевской горе возле мужского Михайловского золотоверхого монастыря. Позже они заняли местность за Иорданским монастырем и два монастыря разделяли только ограда и ручей. Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1618 году митрополитом Иовом Борецким для своих жены, дочки и племянницы. Трапезная церковь этого монастыря была в честь Захарии и Елизаветы. В обители проживало более 120 монахинь и насельниц. В народе монастырь называли Иорданский Богословский монастырь.

В 1787 году впоследствии секуляризации оба монастыря были упразднены, а монахини переведены в Красногорский монастырь в Золотоноше Киевской губернии (сейчас – Черкасская область).  С этого времени Иорданский храм становится приходским, а соседний храм в честь Иоанна Богослова становится военным храмом Киевской артиллерийской команды.

В 1821 году Иорданский храм Св. Николая сгорел и церковь Дмитрия Солунского стала приходской церковью и служила ею до     1884 года

В 1884 году был построен новый каменный храм, освященный в честь Дмитрия Солунского, однако по традиции его называли Иорданским. Этот храм был крестовидным в основании, с одним закругленным куполом на восьмигранном барабане, с пристроенной с западной стороны трехъярусной шатровой колокольней. Он представлял собой позднее воплощение русско-византийского стиля. При церкви действовала церковно-приходская школа, духовно окормлялась хирургическая больница Зайцева (ул. Кирилловская, 59-61).

С 1917 года со стороны советской власти начались гонения на Православную Церковь. 3 июля 1926 года органы НКВД ликвидировали православный приход канонической церкви и передали строение церкви  УАПЦ.

В 1935 году Иорданская церковь была разобрана и на ее фундаментах построена школа, в которой в годы Великой Отечественной Войны был фашистский концлагерь для советских военнопленных. Сегодня здесь административное здание Киевской нотной фабрики.
История сохранила для нас здание бывшего церковного дома, в котором сейчас располагается межрайонный Подольско-Оболонский психоневрологический диспансер №3.

До нашего времени сохранился также Иорданский источник, окруженный до недавнего времени свалкой.

Молитвами и совместными усилиями протоиерея Романа(Барановского)настоятеля храма святителя Михаила Первого Митрополита Киевского при Александровской больнице г.Киева и сестричества милосердия местность была расчищена. С 2002 года верующие проводят на нем водосвятные молебны, а 19 декабря 2004 года, в день памяти Святителя Николая, была совершена первая Литургия в Николо-Иорданском храме, который переживает свое возрождение из праха уже третий раз.

При храме действует сестричество милосердия в честь Царственных страстотерпцев, окормляющее пациентов Психоневрологического диспансера №3 и кормящее бездомних.

Ведутся строительные работы по восстановлению храма , совершаются регулярне богослужения, действует воскресная школа для детех, проводяться духовне беседы для взрослых.


Храм открыт ежедневно.
Богослужение совершается в воскресные и праздничные дни.
Накануне в 17.00 – Всенощное бдение.
Начало Литургии – 8.00
Ежедневно в 12.00 совершается водосвятный молебень с акафистом в купальне. Все желающие могут совершить окунание в купели.
Ежедневно в 13.00, 17.00 – молебен согласно расписания 
Ежедневно в 16.00 – акафист святителю Николаю Чудотворцу.
Совершение треб – по предварительной договоренности.




 

Файлы для скачивания: